Бес страха и упрека

0 41

Информационная база о застрахованных водителях, возможно, перейдет в распоряжение Центробанка. Тариф на ОСАГО может расширить свои границы. Центробанк пропишет факторы, которые не смогут использовать страховщики для изменения стоимости полиса. Обо всем об этом рассказал заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин на “Деловом завтраке” в “Российской газете” , прошедшем в онлайн-формате.

Владимир Викторович, к вступлению в силу поправок в закон об ОСАГО, которое произойдет 24 августа, готовится новое указание Центробанка. Что в нем будет?

Владимир Чистюхин: Мы действительно заняты подготовкой нового нормативного акта и планируем, что до конца июня он будет вывешен на публичное обсуждение. Это не новый нормативный акт, а внесение изменений в действующий.

Единственное важное изменение – это наличие в нем факторов, которые нельзя будет использовать при определении тарифа. Это будет явная новация. А что касается расширения тарифного коридора, то мы сегодня заняты актуарными расчетами для того, чтобы понять, насколько важно расширение тарифного коридора вверх и, что не менее важно – вниз. Мы рассчитываем, что очень скоро сможем дать характеристику того тарифного коридора, который будет предлагаться.

Что очень важно, тарифный коридор отражает убыточность на рынке ОСАГО, с другой стороны, он должен обеспечивать правильное исполнение закона, чтобы индивидуализировать тариф. И в первую очередь, он должен давать возможность получать минимальную скидку тем автовладельцам, которые несут минимальные риски. Мы думаем о снижении планки, чтобы тарифный коридор обеспечил все их пожелания.

 Бес страха и упрека

Для аккуратных нерискованных водителей ЦБ предлагает сделать максимальную скидку на ОСАГО. Фото: Аркадий Колыбалов/РГ

То есть к 24 августа тариф может измениться?

Владимир Чистюхин: Как покажут актуарные расчеты. Это не исключено. Расчеты учитывают первый квартал 2020 года.

Какие факторы страховщики не смогут учитывать для изменения тарифа? Можете их назвать?

Владимир Чистюхин: На сегодняшний день мы планируем заложить в наше регулирование те факторы, которые носят явно дискриминационный характер. Это национальная и расовая принадлежность, принадлежность к тем или иным объединениям и партиям, занятие определенного должностного положения, а также отношение к вероисповеданию и религии.

Если по практике применения наших норм мы увидим, что применяются иные факторы, которые также целесообразно запретить к использованию, мы будем оперативно вносить изменения в регулирование.

Как вы собираетесь контролировать назначение страховщиками того или иного тарифа?

Владимир Чистюхин: Ничего нового в этом нет. Контрольные мероприятия существуют и сегодня. Это изучение тех внутренних документов, которые существуют у страховщиков. И главное, отслеживание того, как это применяется на практике. Помимо надзорных мероприятий мы выходим с инспекцией, плюс к этому наши коллеги из службы по защите прав потребителей также проводят большую работу в рамках поведенческого надзора, в том числе с использованием механизмов наших специальных служб, которые могут осуществлять некий аналог контрольных закупок. И смотреть на то, каким образом используются тарифные правила страховщиков.

У каждого страховщика свои правила игры. Как вы вычислите нарушения?

Владимир Чистюхин: Индивидуализация тарифа требует совершенно нового подхода к IT-инфраструктуре. К тем автоматизированным системам, которые сегодня используются. Уровень моделирования, уровень электронных баз данных кратно возрастает. В связи с этим мы считаем, что назрел вопрос, где должны быть такие данные и на чем они должны базироваться.

Казалось бы. у нас есть сегодня автоматизированная система Российского союза автостраховщиков. Она – кладезь большого количества информации. Но мы видим за последние несколько лет, что, несмотря на все усилия страхового сообщества, она не может адаптироваться с той скоростью и с тем качеством, которое сегодня требуется. Кроме того, очень нужно ее расширение помимо моторных видов на иные виды страхования. Поэтому в ближайшее время мы поставим вопрос о том, что для использования ее в публичных целях, для того, чтобы она была удобна и понятна как потребителю, так и страховому сообществу, она перейдет к какому-то государственному органу или субъекту этого органа.

И что же это за субъект может быть?

Владимир Чистюхин: Мы рассматриваем вариант, что это будет регулятор. То есть Центробанк либо организация при Банке России.

Для контроля за тарифами страховщиков ОСАГО специальные службы Центробанка смогут использовать аналог контрольных закупок

Мы уже проходили подобное: базу техосмотра создавал РСА, а ведет ее МВД…

Владимир Чистюхин: Мы не хотим, чтобы были разные операторы. Сегодня количество жалоб на присвоение коэффициента бонус-малус (за безаварийную езду. – Прим. ред.) составляет более половины от всех жалоб на ОСАГО. И никак эту проблему не решить. А нам хотелось бы, чтобы технологии поставили бы потребителю простые и технологически надежные решения.

Окончание “Делового завтрака” – в ближайших номерах “Российской газеты”

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.